Отдел продаж
+7 495 226-01-69
Отдел запчастей
+7 495 210-97-65
Отдел сервиса
+7 909 944-50-84
г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.112, корп.5
Пн-Пт 9:00 - 19:00 Сб 9:00 - 16:00
Вс выходной
Как нас найти Обратная связь
2 Мая 2010

И в лес, и по дрова

Первая надпись на деталях STELS ATV 700D, замеченная нами, - Made in Japan. Детали на завод под Брянском привозят со всего света и там собирают из них первый отечественный вездеход.  


Первая надпись на деталях российского квадроцикла Stels, замеченная нами, - Made in Japan. Детали на завод под Брянском привозят со всего света и там собирают из них первый отечественный вездеход, который не является танком. 

В духе интернационализма

В нашей стране умеют делать вездеходную технику, но только сложную и тяжелую - для яркой героической атаки. А вот простую и легкую для мирной жизни так и не научились. Этим и обоснован скепсис по отношению к квадроциклам российского производства.

Ползает по сложнопересеченному рельефу Stels очень уверенно. А относительно небольшая масса и удачная развесовка добавляют безопасности при больших кренах. Штатные шины специально предназначены для эффективной работы на сыпучих грунтах.

Мы взяли на тест флагманскую модель линейки квадроциклов Stels ATV 700D. Эта российская марка по своему происхождению и составляющим интернациональна. Модель 700D, как и все остальные Stels, собирают под Брянском. Там же, на Жуковском заводе, полностью делают рамы, что позволяет с юридической точки зрения считать процесс не сборкой из импортных комплектующих, а самостоятельным отечественным производством. Запчасти на завод завозят главным образом из Тайваня и Китая, меньше - из Японии. Впрочем, сейчас налаживается производство пластиковых деталей и пресс-форм для них, это даст возможность начать самостоятельный выпуск обтекателей.

Что касается конструкций ATV, то они позаимствованы (на легальной основе) у китайских и тайваньских фирм, но доработаны с учетом российских условий и требований. Попавший в наши руки семисоткубовик - в девичестве тайваньский Dinli, созданный по классической схеме утилитарного квадростроения. Его прямого аналога среди "японцев" или "американцев" нет, а тяговитый четырехтактный одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения - и вовсе уникальная разработка тайваньских инженеров. Правда, в компоновке агрегатов, технических решениях и внешнем виде отдельных узлов мелькает что-то неуловимо знакомое. Скорее всего машину просто скомпоновали из проверенных временем технических решений. Что ж, не самый плохой путь.

Большая красная круглая кнопка – это подтверждение включения блокировки. Каркас защищает фары, не мешая световому потоку.


Рожденный ползать


Несмотря на относительно короткую колесную базу, ATV 700D - полноценный двухместный аппарат, у него даже есть спинка для заднего пассажира. Откровенно агрессивные шины намекают на высокие способности на офф-роуде. Поэтому первым делом я направил Stels в сторону техногенных куч, напоминающих шахматную доску с конусами песка вместо белых клеток. Для первого знакомства с триальными возможностями четырехколесника вполне подойдет. Полный привод, пониженная передача - и вперед, на штурм. Внешнее впечатление не обмануло: машинка оказалась маневренной и с достаточными ходами подвески, шины на сыпучке работали как надо, а мотору действительно хватало тяги, чтобы на малых оборотах аккуратно ползти по препятствиям. Визуально контролируя пробуксовку колес, я довольно легко расправлялся со сложным рельефом. Впрочем, когда требовалось "запрыгнуть" на очередной бугор, с этим тоже трудностей не возникало. В плюсах оказался и относительно малый вес, позволяющий реально перераспределять нагрузку по сторонам и осям, балансируя телом, что очень помогло на косогорах. К слову, на других двухместных ATV с моими 65 кг справляться на кривом рельефе было сложнее. Вот только удерживать этот квадроцикл на грани переворота пришлось чаще, чем ожидал: руль у 700D тяжелый, что здорово мешает точности руления. Конечно же, свою лепту внесли и сыпучий грунт, и развитые шашки протектора шин, но все же и сам механизм (со втулкой скольжения) показался достаточно тугим.
Две волшебных кнопки

В какой-то момент я вдруг заметил, что квадр едет хуже: то ли закапывается, то ли тяги не хватает. Причина оказалась простой - выключился передний привод. Сам собой. Точнее, это я его случайно выключил и не заметил: флажок режимов трансмиссии находится рядом с гашеткой газа, возле большого пальца правой руки. Он переключается настолько легко, что этого совершенно не чувствуешь. А смотреть на дисплей, где большими буквами загорается "4WD" в соответствующем режиме, во время борьбы с песчаными кучами просто некогда. С одной стороны, вроде бы мелочь - включил и поехал дальше. Но случись такое не на песке, а при преодолении затяжной грязевой лужи, которую можно пройти только ходом и любая остановка автоматически будет означать начало землеройно-спасательных работ, было бы очень досадно.

В штатной комплектации Stels оснащен передней блокировкой и лебедкой. И это очень правильное решение. Вот только реализовано пользование этими устройствами с точки зрения эргономики странным образом. Блокировка включается электричеством при помощи двух последовательных действий. Сначала надо перевести трансмиссионный флажок (тот самый, что живет своей жизнью) в положение Difflock, а затем левой рукой нажать на красную кнопку подтверждения. Не совсем удобно. Во-первых, про вторую кнопку надо постоянно помнить, а во-вторых, велик шанс ненароком ее выключить в самый неподходящий момент. Может, поставить более однозначный выключатель где-нибудь отдельно? Правда, надо заметить, что на тестовых песчаных кучах реальной необходимости в подключении блокировки не нашлось. Ходов подвески и бездифференциальной задней оси хватало за глаза.

Лихо прыгать через трамплины на этом квадроцикле можно, но все же для него это предназначение вторично.


Тянуть и прыгать


Необходимости в применении лебедки тоже не было. Тем не менее я ее всю размотал, чтобы проверить удобство. И тут выяснилось, что мудреное включение блокировки - это ерунда. Вот с лебедкой действительно надо повозиться. Она установлена низко и к тому же убрана далеко в раму, за радиатор. Чем вызвано такое компоновочное решение, не знаю. Вроде бы и места перед радиатором много, и защищала бы она его от острых веток в лесу, но... Даже стоя на сухой земле, не ковыряясь в торфяной или глинистой жиже (а именно в этих условиях лебедку и активируют), я с трудом дотянулся и переключил хлипкую пластмассовую "крышку" на свободную размотку. Раз-мотал и начал сматывать трос обратно, пользуясь переключателем на руле. Вот только, даже находясь перед носом квадроцикла, контролировать правильную и равномерную намотку оказалось невозможно. Лебедки снаружи не видно. Естественно, на тросе образовалась борода, и барабан заклинило. Попытка подобраться к нему и освободить трос превратилась в отдельную инженерно-техническую задачу.

Выбравшись из буераков и посетовав на то, что весенний разлив уже сошел, я продолжил тесты на мотокроссовой трассе по соседству. Понятное дело, что утилитарник, тем более двухместный, - все-таки не самый прыгучий аппарат. Несмотря на регулировку преднатяга пружин на минимум, подвеска оказалась жесткой, хотя в целом работала хорошо. По крайней мере на приземлении после прыжков с отрывом колес ATV не шарахался в стороны и сохранял свою траекторию.

Двигателю Dinli, установленному на 700D, оказалось, динамики тоже не занимать, а удачный подбор вариатора позволил хорошо реализовать крутящий момент. Характер Stels не назовешь взрывным, но разгоняется он мощно и уверенно, с ровным ускорением. Отклик на подачу газа очень точен и однозначен - то, что нужно для быстрой езды по сложному рельефу.

И все-таки на спортивно-кроссовые подвиги этот квадр не провоцирует. Позволяет уверенно прыгать, но не более того. Лазить по буеракам на нем интереснее. Все же Stels - стопроцентный утилитарник, что-то вроде среднего танка по меркам ATV. Вездеход, который проползет там, где не пройдет пехота. Хотя, в оценках по мерке "провоцирует - не провоцирует" есть изрядная доля субъективизма. В любом случае по соотношению характеристик машинка удалась. Особенно с учетом цены в 245 000 руб. Для конкурентной войны за российского потребителя это серьезное оружие. Вот только понять, как оно выстрелило, мы сможем не сразу - понадобится время, чтобы стало ясно, насколько сопоставимы надежность и живучесть этой техники с именитыми производителями ATV.

Ручной стартер в дополнение к электрическому – норма на современных утилитарных ATV. Лебедка установлена крайне неудобно как для работы с ней, так и для обслуживания. Доработка российских инженеров: регулируемые амортизаторы с выносными бачками.


Простое азиатское лицо (Arctic Cat TRV 700 / Dinli 700
)


Российский квадроцикл Stels ATV 700D разработан инженерами тайваньской машиностроительной корпорации Dinli Industrial, основной бизнес которой - тяжелое машиностроение. Тайваньцы выпускают станки и оборудование главным образом для автомобильной промышленности, а квадроциклы для них - бизнес побочный, почти хобби. На самом Тайване езда на ATV особой популярностью не пользуется - ни среди любителей активного отдыха, ни среди тружеников села, поэтому почти 99% тайваньской мототехники идет на экспорт.

Семисоткубовые модели Stels и Dinli имеют небольшие различия между собой: у российского варианта выше выведен воздухозаборник двигателя, изменена вентиляция вариатора, применены частично другие комплектующие в системе питания и подвеске, богаче базовая комплектация. Но в целом это одна и та же модель. А вот с более дальними корнями все сложнее. Судя по габаритам и двухместной концепции, тайваньская модель изначально была рассчитана на американский рынок и строилась по американским шаблонам. В пропорциях, внешности и заявленных технических характеристиках прослеживается влияние Arctic Cat 700. Но, что удивительно для восточноазиатских ATV, говорить о прямом заимствовании нельзя. Тем более у тайваньцев присутствуют собственные оригинальные технические решения, которых в этом классе у других производителей нет. Причем среди них есть как удачные, например, кованые алюминиевые рычаги подвески, так и неудачные, такие, как система переключения режимов полного привода.

×
×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!