Отдел продаж техники
+7 495 226-01-69
Отдел запчастей
+7 495 210-97-65
Отдел сервиса
+7 909 944-50-84
г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.112, корп.5
Пн-Пт 9:00 - 19:00 Сб 9:00 - 16:00
Вс выходной
Как нас найти Обратная связь
5 апреля 2013

Претендент Stels 600 Benelli

В этом году компания "Веломоторс" прославившаяся мотовездеходами, скутерами и велосипедами, выпускаемыми под маркой Stels, перешла в наступление по всем фронтам. Подтвердив самые смелые предположения и шпионские слухи, отечественный производитель выпустил и снегоход, и дорожный мотоцикл с 600-кубовым рядным 4-цилиндровым двигателем! Не дожидаясь, пока изменчивая, как настроение капризной топ-модели, погода смилостивится над мотоциклистами столичного региона, редакция выдвинулась в Краснодарский край, чтобы провести первые тестовые испытания новинки Stels.

Вообще, Stels 600 Benelli к самой компании «Веломоторс» имеет весьма опосредованное отношение. В том смысле, что разрабатывался мотоцикл, конечно же, не в России и собирается отнюдь не из отечественных частей и деталей. Эта модель — детище итальянского концерна Benelli, который с 2005 года входит в состав китайского холдинга Qian Jiang, одного из крупнейших мотопроизводителей КНР, в год выпускающего больше 1,2 млн единиц техники. Тем не менее в России модель 600 Benelli будет продаваться именно под маркой Stels, а потому пластик мотоцикла точечно «инкрустирован» наклейками с логотипами российской компании. У Stels 600 Benelli весьма характерные дизайн и конструкция, сочетающие черты как истинно итальянской, так и китайской техники. Родословную с Апеннинского полуострова выдают ярко-красная стальная рама типа «птичья клетка», несимметрично расположенный моноамортизатор, полноценная вилка перевернутого типа, радиально установленные суппорты переднего тормоза, качественный маятник задней подвески и двойной глушитель под сиденьем.
Но и Китая тоже немало: не самая, на мой вкус, удачная фара головного света, безликая и неинтересная, смешной ключ зажигания в виде брелка-«выкидушки», какого-то чудовищного размера тройная траверса, которая этому мотоциклу нужна также «остро», как велосипеду тостер и СВЧ-печь, а также гигантские диски переднего тормоза и вилка с перьями колоссального диаметра. К слову, у последней диаметр перьев… аж 50 мм! Видимо, исключительно для красоты. Для сравнения, на сверхсовременный супербайк BMW HP4 установлена вилка с перьями диаметром 46 мм, а Ducati 1199 Panigale топовой версии R комплектуется вилкой Öhlins NIX30 с 43-миллиметровыми перьями… И тем не менее: Stels 600 Benelli выглядит, скорее, итальянским, чем китайским или уж тем более российским!
Несмотря на некоторую странность и, я бы даже сказал, вычурность конструкции мотоцикла (та же монументальная вилка, гигантские 320-миллиметровые тормозные диски…), по всем показателям Stels 600 Benelli —это современный городской аппарат с 600-кубовым двигателем, развивающим максимальные 81 л. с., что вполне достойно для техники этого класса. Да и другие характеристики нейкеда не заставят владельца мотоцикла краснеть: современная рядная «четверка», оборудованная системой впрыска топлива, выпускная система, соответствующая нормам «Евро 3», 6-ступенчатая коробка передач, покрышки Metzeler…
За время командировки в теплые края удалось довольно плотно познакомиться со Stels 600 Benelli на картодроме, где, как известно, едва ли можно узнать максимальную скорость мотоцикла и испытать эффективность ветрозащиты —зато для проверки управляемости, оценки потенциала тормозной системы и эластичности двигателя лучшего места просто не найти! После целого тестового дня, за который подопытный Stels успел осушить бак бензина, остались смешанные впечатления. Однако положительные эмоции всё же превалировали.

Мотор действительно «едет»! По ощущениям рядная «четверка» Stels 600 Benelli напомнила двигатель Yamaha XJ6, который, кстати, очень похож на итальянскую силовую установку и по техническим характеристикам (размерность, рабочий объем, максимальная мощность — почти идентичны!).
Та же ровная, но далеко не впечатляющая тяга до средних оборотов, а затем небольшой подхват, не иссякающий вплоть до красной зоны тахометра. Вообще, всё время теста не покидало ощущение, что где-то я уже это видел —и речь не об XJ6… Разобрав пыльные архивы своей памяти, выудил из старого чулана черепной коробки два заветных слова: Honda CB400SF! С той только разницей, что мотор 400-кубового «дорожника» развивает максимальные 13 000 об/мин, с которых начинается красная зона, а двигатель Benelli ограничен 11 000 об/мин,—соответственно, CB400SF «крутится» немного «дальше». Но характер и «повадки» те же.
С управляемостью у Stels 600 Benelli всё весьма пристойно, но есть некоторые сложности. С одной стороны, мотоцикл великолепно стабилен на прямых и весьма шустро проходит быстрые повороты, но в медленных «шпильках», которыми изобилуют картодромы, ощущается немалый вес аппарата, причем сосредоточенный преимущественно в передней части машины. Из-за дисбаланса «перед —зад», который усиливает и небольшая дисгармония в настройке подвесок, чтобы приноровиться к специфике маневренности Benelli, нужно время. Но и после привыкания к «повадкам» мотоцикла этот нейкед со снаряженной массой 220 кг едва ли будет порхать как молодая пчелка. Не добавляет уверенности в «затычных» поворотах и весьма дерганная настройка системы впрыска топлива, из-за которой сложно дозировать «газ» на невысоких скоростях.
Тут есть несколько существенных нюансов, которые нельзя не учитывать при оценке Stels 600 Benelli. Во-первых, не будем забывать, что речь идет о мотоцикле стоимостью 230 000 рублей! Причем о полноценном, качественно сделанном и собранном нейкеде с 600-кубовым мотором. Во-вторых, этот мотоцикл был создан для городского использования, а потому все эти «медленные шиканы» и «быстрые апексы» его вообще не должны волновать —да и владельца аппарата тоже. А, в-третьих, Stels 600 Benelli вполне на уровне конкурентов, которые при этом стоят в полтора-два раза дороже.
Еще из замеченного на картодроме: тормоза вполне эффективны, однако не настолько, насколько выглядят два огромных передних тормозных диска и 4-поршневые радиальные (!) скобы с наименованием Benelli. У мотора необычный звук, немного дребезжащий и такой, как будто установлена прямоточная выпускная система. Хотя «саунд» все-таки на любителя. Есть несколько вопросов к качеству отдельных частей —в частности к «хрустальным» «поворотникам». Плюс после бесконтактной мойки мотоцикла отключился один из цилиндров двигателя, что, вероятно, случилось из-за попадания воды в свечной колодец. После того как мотор прогрелся, «заблудший» цилиндр вернулся в строй. Но осадочек, как говорится, остался —все-таки иногда приходится ездить и в дождь.
В наступающем сезоне Stels 600 Benelli «пропишется» в редакции «Мото-ревю» в рамках ресурсных испытаний, а потому у нас будет предостаточно времени, чтобы детально «разобрать» аппарат (в хорошем смысле слова «разобрать»).

STELS В ЦИФРАХ

Сначала немного о том, как мы делаем замеры.
Ставим мотоцикл на стенд —обычно он заезжает своим ходом, но в случае если мотор собирается с нуля, то аппарат закатываем вручную, потому что заводить двигатель такого аппарата без настройки нельзя, и делается это только под контролем оборудования. Переднее колесо фиксируется автоматическим стопором, а сам мотоцикл —страховочным ремнем, при помощи которого мы прижимаем «хвост» мотоцикла, чтобы в случае аварии или другой непредвиденной ситуации (например, развалился подшипник колеса) аппарат не уехал в сторону, а остался на стенде.
На стендах компаний Dynojet и Dyno Dynamics сила прижатия к барабану влияет на результаты замеров. То есть, если не прижали мотоцикл, колесо будет буксовать на барабане, и мощность на графике получится меньше. Прижали сильнее — мощность будет больше… На нашем же стенде внутри опор барабана встроены датчики массы, учитывающие нагрузку на колесо, нагрузку на барабан и нагрузку на ступичные подшипники мотоцикла. Информация о текущей нагрузке на опоры барабана выводится на дисплей компьютера.
После установки мотоцикла на стенд подсоединяем к аппарату требуемые для замера датчики. Stels 600 Benelli — мотоцикл стандартный, а потому состав смеси измерять неинтересно, так как в выпускной системе этого нейкеда установлен катализатор, который будет вносить искажения в измерения. Обычно состав смеси измеряется при помощи зонда, монтируемого в глушитель. На Stels мы установили минимальное количество датчиков.
Затем заводим мотоцикл и прогреваем мотор до рабочей температуры —в среднем от 50 до 80 °С. Далее необходимо выполнить процедуру тарировки стенда, которая заключается в определении передаточного отношения для каждой ступени КПП мотоцикла в случае с механической коробкой передач либо определении рабочих диапазонов по скоростям в случае с вариатором. В этот же момент определяются потери на трансмиссии. Внутри стенда установлен 90-киловаттный электропривод переменного тока, который обеспечивает привод мотоцикла извне — стенд раскручивает заднее колесо «подопытного» принудительно, на закрытой ручке «газа», и измеряет потери мощности на трансмиссии.
Информация о трансмиссионных потерях записывается в компьютер, и в любой момент ее можно посмотреть. Однако эти данные не несут большой технической ценности, так как на потери мощности влияет множество факторов —например, сцепление покрышки с барабаном стенда (что в свою очередь зависит и от температуры резины) или состояние подшипника колеса (если он изношен, потери будут больше)… После тарировки стенда мы видим реальную мощность и величину крутящего момента двигателя на валу.

 
     
График мощности и крутящего момента Stels 600 Benelli   График мощности и крутящего момента Stels 600 Benelli в сравнении с Honda CB600F Hornet 2012


Теперь непосредственно сам замер.
Выбираем нужную передачу — а проводить замеры мощности можно на любой ступени КПП, если крутящий момент мотоцикла не превышает 150 Нм. Если мотор развивает больший крутящий момент, то замер желательно вести на повышенных передачах, чтобы заднее колесо меньше буксовало. На мотоциклах Suzuki мощность лучше мерить на разных передачах, так как для каждой ступени карты зажигания и впрыска топлива разные, и результат на первых трех передачах может отличаться от того, что получится на 4, 5 и 6 ступенях КПП. Однако в случае с Benelli карта одна, и есть смысл проводить замеры на 6 передаче, чтобы также получить информацию о максимальной скорости.


Теперь по поводу результатов испытаний Stels 600 Benelli.
«Начало» графика довольно неплохое: в диапазоне до 3500 об/мин у мотора хороший подхват. Но дальше происходит самое интересное —это диапазон от 5500 до 6500 об/мин. Здесь у «подопытного» наблюдается сильный провал по обоим графикам как крутящего момента, так и мощности — причем вторая падает аж на 20 л. с.! Субъективно, такое ощущение, что в мотоцикле в этот момент что-то включается: возможно, это клапан в выпускной системе, либо какая-то воздушная заслонка… Какой-то механизм, который изменяет параметры работы мотора. Второй вариант — двигатель данного конкретного экземпляра просто неисправен — уж слишком большой провал. Причем едва ли провал характеристик связан с топливом плохого качества. Кроме того, мотор новый, в отличном состоянии. Собран двигатель весьма качественно, и выдаваемая мощность с коленвала даже немного превышает заявленную производителем. За весь свой опыт работы такой провал на новом мотоцикле я видел второй раз в жизни — схожая проблема была только на ранних версиях Kawasaki ZX14. Там суть неисправности была в ошибке, допущенной инженерами при настройке блока управления, отчего небольшая партия мотоциклов совершенно не ехала с «низов». После того как они заменили «мозги», проблема была решена. Возможно, аналогичная ситуация и со Stels… Еще можно сравнить результаты стендовых испытаний Benelli 600 с данными измерений Honda Hornet 600 2012 года выпуска — у того также был схожий провал, форма и место расположения которого на графике очень похожи на «яму», которую можно наблюдать на графиках Stels. У нейкеда Honda причина провала в геометрии выпускной системы —можно предположить, что то же самое и у Benelli. Однако для точного ответа нужно провести дополнительные измерения —тогда в коллектор мотоцикла придется вварить специальную втулку для установки датчика газоанализатора.
После 6500 об/мин у двигателя Stels наблюдается нормальный рост кривых на графиках крутящего момента и мощности. Второй интересный момент происходит на высоких оборотах —если быть точнее, то на 11 000–11 500 об/мин. Обычно на максимальных оборотах кривая на графиках «загибается» вниз, что говорит о снижении эффективности мотора, но у Stels график продолжает расти дальше! А это свидетельствует о потенциальной возможности тюнинга двигателя этого мотоцикла —в частности, при желании есть смысл модифицировать механизм ГРМ (заменить клапаны и пружины на усиленные и облегченные, установить дополнительный контроллер, который сдвинет отсечку «вверх»…). Но в целом рабочий диапазон мотора Benelli невелик: от 8000 до 11 000 об/мин, то есть всего 3000–4000 об/мин. Разумеется, есть смысл расширить его, причем либо вниз, разобравшись с провалом, либо вверх.

МОТО Ревю | текст: Антон Власов фото: Никита Колобанов



 

×
×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!