Отдел продаж техники
+7 495 226-01-69
Отдел запчастей
+7 495 210-97-65
Отдел сервиса
+7 909 944-50-84
г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.112, корп.5
Пн-Пт 9:00 - 19:00 Сб 9:00 - 16:00
Вс выходной
Как нас найти Обратная связь
17 ноября 2015

Технология Stels: как танкист стал лидером на велосипедном рынке России

Каждый третий велосипед в России производится под маркой Stels — три завода компании «Веломоторс» 
в год выпускают 1,5 млн велосипедов. Как основатель 
этой компании Александр Начевкин посадил россиян на два колеса?

Технология Stels: как танкист стал лидером на велосипедном рынке России

Как основатель этой компании Александр Начевкин посадил россиян на два колеса?
Под брендом Stels производится 120 моделей велосипедов, а над созданием новых образцов работает специальный отдел

1

В Москве настоящий велосипедный бум: только за 2015 год открылась первая велосипедная полоса на Бульварном кольце, а в центре города добавилось еще 13 км велодорожек, и теперь в столице их 190 км. Правда, пробки, большое количество автомобилей и отсутствие специальной инфраструктуры осложняют продажи велосипедов в России, говорится в июньском обзоре рынка от Euromonitor International. Кто зарабатывает на моде на два колеса?

Рынок и конкуренты

«Эти велосипеды в Москве на каждом рынке стоят», «У меня их два на даче», «Я такой в прокате на ВДНХ брала» — под брендом Stels в последние восемь лет производится каждый третий продаваемый в России велосипед.

Марка Stels принадлежит компании «Веломоторс» — крупнейшему по объему продаж производителю вело- и мототехники в России. На заводах «Веломоторс» выпускают в среднем 1,5 млн велосипедов в год (на $90 млн, или около 6 млрд руб. по курсу на конец сентября)  — это почти три четверти от всего российского производства в 2,3 млн штук. Всего в стране в год продается около 4,5 млн велосипедов.

В советские годы производителей велосипедов по всей стране было около десятка, но сейчас у «Веломоторс» всего несколько крупных конкурентов. Объем производства у них в разы меньше: пермский завод Forward в прошлом году произвел около 500 тыс. велосипедов, около 150 тыс. велосипедов под брендом Stern собрали два завода в Костромской и Владимирской областях эксклюзивно для сети «Спортмастер», немного производят еще несколько предприятий. Оставшиеся 2,2 млн велосипедов — импорт, в основном из Китая и Тайваня.

1

«У нас разбег цен от 7 тыс. до 30 тыс. руб. за велосипед — это самый массовый сегмент: «Жигули», если сравнивать с авторынком. Stels, — то же самое», — рассказывает коммерческий директор московского филиала Forward Андрей Швайбович. Он называет Stels главным конкурентом для своей компании. А вот Stern таким не считает: у них объемы уже гораздо меньше.

«Веломоторс» торгует велосипедами с 1996 года, но производство в Россию компания перенесла только в 2003 году. С того момента холдинг успел диверсифицировать бизнес, и теперь помимо велосипедов Stels на его заводах собирают снегоходы, квадроциклы и скутеры.

Основал «Веломоторс» бывший танкист Александр Начевкин. Сейчас он крупнейший совладелец: ему принадлежат 45% уставного капитала ООО «Веломоторс» и еще нескольких компаний, 30% владеет младший брат Начевкина Юрий, а 25% — у их партнера Игоря Иванова. Бизнес контролируется через несколько юридических лиц, не объединенных в единую группу, и соотношение долей совладельцев повторяется почти везде (данные «СПАРК-Интерфакс»).

«Веломоторс» контролирует три завода: Жуковский мотовелозавод под Брянском, Крыловский неподалеку от Краснодара и Кубинский велозавод в Подмосковье. Кроме заводов Начевкин и партнеры владеют оптовой торговой базой в Свердловской области. Финансовые показатели бизнесов «Веломоторс» Начевкин не раскрывает. Также братьям в равных долях принадлежит компания «Скан-Юго-Восток», которая занимается продажей и обслуживанием грузовиков Scania. Выручка этой компании в 2014 году составила 3,1 млрд руб.

Дефицитный товар

Начевкин-старший начал торговать велосипедами в 1993 году. «Я тогда служил на Дальнем Востоке, а семья — жена, два сына и кот — жила в Москве, в коммуналке на 8 кв. м», — рассказывает он. Зарплату задерживали по полгода, нужно было кормить семью и решать проблемы с жильем, поэтому Начевкин уволился из армии по состоянию здоровья и вернулся в Москву.

Занял деньги у родственников, купил грузовик ГАЗ-53 и стал зарабатывать как придется, вспоминает основатель «Веломоторс». Первое время Начевкины закупали черешню, вишню, помидоры и картофель на Украине и перепродавали на рынках Москвы прямо с машины.

Однажды Начевкин увидел очередь за велосипедами на рынке в Сокольниках и отметил про себя: есть дефицит, надо найти дешевле. Вскоре такая возможность появилась: во время поездки под Брянск Начевкин зашел в продуктовый магазин, там стояли велосипеды «Десна» производства местного Жуковского веломотозавода — в 2 раза дешевле, чем в Сокольниках. «Летом мы стали их возить: ночь до Брянска, днем загрузка, ночь назад. Днем жена продавала велосипеды в Сокольниках, а я отсыпался», — вспоминает Начевкин. Вскоре к Александру присоединился младший брат Юрий. Но велосипедный сезон в Москве короткий — всего четыре-пять месяцев, поэтому в сентябре пришлось снова переключиться на продукты, а весной — вернуться к велосипедам.

Так продолжалось несколько лет, пока качество брянских велосипедов не упало, вспоминает Начевкин-старший. Тогда братья стали закупать велосипеды в Минске на Минском мотовелозаводе (сейчас это ОАО «Мотовело»).

1

Жуковский веломотозавод Начевкины выкупили в 2008 году, на ремонт и реконструкцию ушло больше €20 млн
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
В середине 1990-х Начевкины поняли: чтобы увеличить продажи, нужно чем-то отличаться от конкурентов. Поэтому в одну из зим Александр — по образованию инженер по ремонту гусеничной техники — разработал собственную модель велосипеда и попросил минский завод выпустить эксклюзивный продукт. «Мы поменяли форму рамы, добавили больше хромированных деталей: тогда это было модно», — рассказывает Начевкин.

Новая модель появилась на рынке под брендом минского завода. Велосипеды раскупили мгновенно, а конкуренты Начевкина стали обращаться на предприятие, чтобы заполучить новинку. Эксклюзивного договора на продажу этого велосипеда у Начевкина не было, но он собрал человек 50 конкурентов, которые хотели торговать новой моделью, и договорился, что будет поставлять ее в Москву оптом, забирая себе небольшую комиссию. По его словам, на заводе велосипед стоил $20–25. «Мы собирали с продавцов предоплату, закупали на заводе товар, оставляя себе $2–3 с велосипеда, а они делали наценку $20–30, такая схема всех устраивала», — вспоминает Начевкин. В рознице цена велосипеда «от Начевкина» доходила уже до $55, вспоминает бизнесмен.

В 1996 году братья зарегистрировали компанию «Веломоторс», следует из данных СПАРК. Она подписала с минским заводом контракт и запустила производство уже нескольких новых моделей — с большим количеством скоростей и другим диаметром колес. Наценка Начевкиных выросла уже до $5–6. Тогда компания продавала примерно 300 тыс. велосипедов в год (все они были сделаны в Минске) и была крупным оптовиком, утверждает Начевкин-старший. Но на минском заводе сменился директор, и «Веломоторс» пришлось искать новых поставщиков.

Другие велосипеды

По оценке совладельца компании «Серпантин» (продает велосипеды сегмента премиум и оказывает комплекс услуг от тренировок до ремонта) Юрия Левинзона, в России профессионально занимаются велоспортом 5–6 тыс. человек. Именно они покупают велосипеды стоимостью $9–13,5 тыс. — на таких же ездят на «Тур де Франс», говорит Левинзон. В этом сегменте тоже есть относительно простые марки, а есть бутиковые, которые уделяют особое внимание дизайну, любят сложные линии и стоят дороже. Обновляют такой велосипед, как правило, раз в два-три года. Если человек занимается триатлоном либо велоспортом (шоссе или МТБ), то у него обычно несколько велосипедов, добавляет собеседник РБК.

Основные игроки в сегменте дорогих велосипедов в России — американский бренд Specialized и итальянский Pinarello. Specialized в год продает в России примерно 500 велосипедов дороже 300 тыс. руб., 50–70 штук обычно держит на складе, рассказывает бренд-менеджер компании Дмитрий Лопатин. По его словам, в этом сегменте американцы по объему продаж конкурируют только с Pinarello: остальные либо не привозят дорогие велосипеды в Россию, либо «везут пару штук».

На дорогие велосипеды есть спрос, к тому же здесь нет зависимости от сезона, добавляет Лопатин. При этом российский рынок отличается от европейского: здесь покупают гораздо меньше средних велосипедов, человек либо берет начальный уровень, либо сразу топовый — дороже $9 тыс., объясняет Левинзон. В Европе, наоборот, востребованы велосипеды от $2,8 тыс. до $6,8 тыс.

Разворот на Восток

В начале 2000-х годов на российский рынок хлынули велосипеды из Юго-Восточной Азии. Поучаствовали в этом буме и Начевкины: после разрыва с минским заводом другого крупного поставщика они не нашли и стали возить велосипеды из Китая. Тем временем у братьев появился третий партнер — инженер-конструктор Игорь Иванов. «Игорь нашел нас сам — у него были небольшой капитал и договоренности с китайскими производителями, которые стали выпускать для нас велосипеды Stels», — рассказывает Александр Начевкин.

Но партнеры не хотели просто перепродавать готовый товар: в планах уже было организовать сборку. Так, в 2003 году в подмосковной Кубинке открылся первый завод «Веломоторс», в него, по данным Forbes, партнеры инвестировали $1,5 млн. «Мы выкупили кусок болота, сделали там отсыпку грунтов и поставили первый цех сборки, а потом достраивали еще», — вспоминает он. Это была конвейерная сборка: на завод привозили комплектующие из Китая — рамы, колеса, ободья, педали и т.д., из них на месте собирали велосипеды. Такая сборка в России дала «Веломоторс» очевидное преимущество: последний китайский посредник прибавляет к цене готового велосипеда 25% (и в среднем велосипед на таможне стоит $56), к тому же ввоз готовых велосипедов тогда облагался пошлиной в 20%, а запчастей — в 10–15%. Таким образом, если китайский велосипед стоил $56 до уплаты таможенной пошлины и НДС, то велосипед из Кубинки — $60, перечисляет Начевкин. Открыв производство, «Веломоторс» в 2004–2005 году стала выпускать по 900 тыс. велосипедов, отказавшись от импорта китайских.

Через три года «Веломоторс» перебралась южнее: компания открыла сборочное производство в Краснодарском крае, где велосезон длится на полтора-два месяца дольше московского. Это позволило увеличить объем до 1,5 млн велосипедов в 2007 году. Но конвейерной сборки бизнесменам было уже мало: партнеры решили создать производство полного цикла, включающее сварку и покраску стальных рам, производство колес и ободьев.

1

Градообразующее предприятие

В Советском Союзе велосипеды и мотоциклы производило более 15 заводов. Выбирая место для своего будущего завода полного цикла, Начевкины объехали большую часть советских предприятий — в планах было купить одно из них. И обнаружили, что почти все заводы были разорены.

Остановиться решили на уже знакомом Жуковском заводе в Брянской области. «Ведь с него начиналась наша история», — признается основатель «Веломоторс».

«Веломоторс» купила предприятие в 2008 году у четырех разных собственников, больше €20 млн предприниматели вложили в его восстановление. «Завод лежал в руинах», — вспоминает заместитель главного технолога Василий Клишин. «Мы практически отстроили предприятие заново, закупили японскую технику, наладили конвейерное производство», — добавляет Начевкин. На ремонт и реконструкцию ушло четыре года, но уже в 2009-м в Жуковке выпустили первую партию скутеров.

Завод обычно выпускает около 500 тыс. велосипедов в год, рассказывает генеральный директор Жуковского мотовелозавода Владимир Васекин. Но в этом году будет только около 300 тыс., признается он. Кроме дорожных, детских и подростковых велосипедов в Жуковке производят квадроциклы «Гепард» и «Леопард», а также снегоходы «Росомаха» и «Викинг» — всего около 10 тыс. единиц в год, гордится Васекин.

Почти все 700 сотрудников завода местные, лишь немногие приезжают из Брянска и соседних поселков. У 80% жуковцев (в городе чуть больше 17 тыс. жителей) кто-то в семье работал на этом заводе. «У нас тут целые династии сложились», — говорит Васекин. Сам он тоже из такой династии: на предприятии трудились его родители.

Сейчас работать на заводе престижно, делится водитель Михаил: платят вовремя, зарплаты самые высокие в Жуковке, так что мест всем желающим не хватает. Он здесь работает уже шесть лет и переезжать не хочет.

Начевкин-старший в Жуковке бывает часто. «Болеет за производство», — объясняет Васекин. Он человек простой, открытый, но спрашивает жестко, за это его и уважают, характеризует предпринимателя один из сотрудников завода.

1

Массовый товар

Васекин признается, что на работу на велосипеде не ездит: «Пару раз попробовал, попал под дождь и бросил эту затею». Раньше велосипед чаще покупали, чтобы использовать в хозяйственных целях — «на дачу картошку отвезти», вспоминает он. Теперь же приобретают из-за моды на здоровый образ жизни — а значит, важными становятся дизайн и маленький вес, уверен директор Жуковского веломотозавода. Человеку важно показать, что он занимается спортом и у него хороший велосипед, соглашается коммерческий директор Forward Андрей Швайбович.

Сейчас у «Веломоторс», по словам Начевкина, больше 120 моделей велосипедов. Над созданием новых моделей, которые соответствовали бы последним тенденциям, в «Веломоторс» работает целый отдел. Он состоит в основном из бывших спортсменов и людей, которые долго пользовались техникой и могут сразу почувствовать недостатки, рассказывает Васекин. Они пишут замечания конструкторам, а те дорабатывают модель. Начевкин часть техники тестирует лично, часто сам выбирает окончательный вариант, делится генеральный директор завода.

Stels — единственный российский бренд не идеального, но нормального качества, который хорошо продается, говорит сотрудник отдела продаж одного из крупнейших интернет-магазинов велосипедов Velosite.ru Владислав Смирнов. Старший механик спортклуба «Титан» (один из самых больших прокатов в Москве, состоит в основном из Stels) Евгений Яцкив согласен, что Stels — выносливые велосипеды. Но они ничем не превосходят массовые марки типа малайзийской Merida, отмечает он. «Основное преимущество Stels — это цена. Например, новый Stels можно купить за 22–25 тыс. руб., а немецкий бренд Stevens (производство в Малайзии) аналогичного уровня — от 50 тыс. руб. и выше», — констатирует он.

«Stels — велосипеды начального уровня, «народные», если угодно. О спорте тут речи нет», — уверен двукратный чемпион России по шоссейным велогонкам в категории «мастерс» и основатель компании «Серпантин» Юрий Левинзон. Он считает, что со спортивной точки зрения Forward — куда более продвинутые велосипеды, чем Stels.

1

Впрочем, в Forward на профессионалов тоже не ориентируются: в этом сегменте велосипеды начинаются от $3 тыс. и выше, говорит коммерческий директор пермской компании. По качеству Stels и Forward примерно одинаковы, считает Швайбович: брака у обеих марок меньше 1%, а о дизайне судить покупателям. Пока конкуренты делят рынок по географическому принципу: для Stels Центральная Россия — домашний регион, поэтому им на этом рынке легче, но на Урале ситуация меняется и резко возрастает количество Forward, добавляет собеседник РБК.

Велосипеды Stels распространяются через оптовиков — сейчас это 1,5–2 тыс. компаний. Покупают велосипеды или оптовые сети, или розничные магазины, говорит Александр Начевкин. От идеи делать собственную розницу в «Веломоторс» очень быстро отказались. «Это отдельный бизнес, а велосипеды — товар сезонный. Мы не решили, как зарабатывать в рознице восемь месяцев в году без велопродаж», — объясняет Юрий Начевкин. В крупных федеральных сетях — спортивных «Триал-спорте» и «Спортмастере», а также в продовольственном «Ашане» (крупный продавец велосипедов в сегменте до 15 тыс. руб., объемы представитель «Ашана» не называет)  — Stels не представлен. Коммерческая политика «Веломоторс» не предполагает работу с федеральными сетями, объясняет директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. Эти велосипеды и так продаются повсюду, уходит от ответа представитель «Спортмастера». Смирнов из Velosite.ru предполагает, что в «Спортмастере» нет Stels, потому что у этой сети есть собственный бренд в том же сегменте. Начевкин на вопрос о нежелании работать с федеральными сетями отвечает кратко: «Нам невыгодно».

При наценке продавца в 30–40% с велосипеда прибыль будет равна нулю, говорит представитель «Спортмастера». Дело в том, что в продажах велосипедов очень высоки накладные расходы в самом магазине, объясняет он: настройка, подгонка, навеска оборудования. К тому же велосипед — габаритный товар, занимает много места в розничной точке. Поэтому минимальная наценка сетей — 50%, говорит представитель «Спортмастера».

Крути педали

26% взрослых жителей российских городов заявили, что занимаются спортом раз в неделю и чаще.

18% из них занимаются велоспортом. Это второй по популярности вид спорта после бега (21%). На третьем месте — плавание (17%).

Источник: Synovate Comcon, опрос жителей городов с населением 100 тыс. человек и более, старше 16 лет, первое полугодие 2015 года

Бизнес вопреки

Сейчас «Веломоторс» самостоятельно варит стальные рамы на Жуковском заводе примерно для каждого третьего своего велосипеда, а маунтинбайки с легкими алюминиевыми рамами по-прежнему собираются из импортных деталей. До недавнего времени Начевкин хотел полностью перенести производство рам в Россию: наладить полный цикл производства в Кубинке и Краснодаре, а затем с нуля построить еще одно предприятие под Екатеринбургом. Там в «Веломоторс» планировали варить алюминиевые рамы для горных велосипедов. Сейчас, по словам бизнесмена, производства таких рам в промышленных масштабах в России нет, все поставки идут из Китая.

В Краснодаре компания купила землю для расширения производства, в Екатеринбурге уже заложили фундамент, а о покупке земли в Кубинке идут переговоры, говорит Начевкин. Но все это, по его словам, пришлось заморозить. В прошлом году из-за кризиса продажи снизились до 0,9 млн. Правда, в этом году Начевкин рассчитывает наверстать упущенное, продав 1,2 млн велосипедов — с рынка, по его словам, уже уходят более мелкие игроки, которые не могут держать цены на том же уровне, что Stels.

1

Разрушил планы расширения даже не кризис. Гораздо сильнее по «Веломоторс» ударило вступление России в ВТО, говорит Начевкин. С 2015 года Россия снизила ввозные таможенные пошлины и на велосипеды (вместо прежних 20% за готовую продукцию платят 14%), и на мотоциклы — с 30 до 16,4%. В рамках обязательств России перед ВТО в ближайшие годы пошлины будут и дальше снижаться. Производить мото- и велотехнику в России с такими пошлинами невыгодно, о развитии не может быть и речи, сокрушается Начевкин. Представитель «Спортмастера» о проблеме не слышал. Представитель Forward не ответил на вопрос РБК о пошлинах.

Но переносить производство велосипедов в Азию основатель «Веломоторс» не собирается. Александр Начевкин уверен, что в России можно производить качественные велосипеды по цене, сравнимой с Китаем. «У нас рабочая сила дешевле (зарплата сварщика — $450 против $1,5 тыс.) и металл лучше, хотя цена примерно одинаковая», — говорит Начевкин. У государства предприниматель денег не просит: «Лишь бы просто не мешали».

«Выйти в ноль и работать мы сможем, инвестировать — нет», — резюмирует Начевкин.

Велоинфраструктура в Москве

Более 190 км велодорожек в городе, в том числе 120 км находятся в природных и парковых зонах, около 70 км — вдоль улично-дорожной сети; около 13 км из них было обустроено в 2015 году.

Первая велосипедная полоса оборудована в столице в 2015 году на участке от Никитского до Чистопрудного бульвара. Общая протяженность полосы — около 9 км (по 4,5 км с каждой стороны). По предварительным подсчетам, основанным на данных камер видеонаблюдения, велополосой воспользовалось уже более 90 тыс. велосипедистов.

Три велопарада прошло в Москве в 2015 году. Чтобы их провести, три раза перекрывали улицы.

Как растет велопрокат в Москве

1500 велосипедов на 150 станциях городского велопроката «Велобайк» было в 2014 году.

300 станций установили в городе, по данным на сентябрь. Общее количество велосипедов на станциях — 2600.

170 тыс. регистраций зафиксировано суммарно в системе городского велопроката.

750 тыс. поездок совершено в 2015 году, в прошлом году — около 105 тыс.

Более 1 млн поездок — прогноз на 2016 год.












 

×
×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!