Отдел продаж
+7 495 226-01-69
Отдел запчастей
+7 495 210-97-65
Отдел сервиса
+7 909 944-50-84
г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.112, корп.5
Пн-Пт 9:00 - 19:00 Сб 9:00 - 16:00
Вс выходной
Как нас найти Обратная связь
20 Января 2015

Брянский слон

Давайте начистоту: первый опыт компании «Веломоторс» по созданию собственного снегохода вышел как тот блин – комом. Поэтому серьезная модернизация дебютного «утилитарника» марки Stels потребовалась уже на второй год после его рождения. Чтобы выяснить, к чему привели внесенные в конструкцию изменения, я отправляюсь в горы Хакасии.

Давайте начистоту: первый опыт компании «Веломоторс» по созданию собственного снегохода вышел как тот блин – комом. Поэтому серьезная модернизация дебютного «утилитарника» марки Stels потребовалась уже на второй год после его рождения. Чтобы выяснить, к чему привели внесенные в конструкцию изменения, я отправляюсь в горы Хакасии.

Золота здесь больше нет. И давно – с 1996 года, когда Саралинский рудник был закрыт окончательно, оставив после себя посреди Приискового горы пустой породы. Всего через дюжину лет поселок из‑за бегства жителей сменил статус на село, а прогрессивная часть из числа неуехавших почти поголовно ударилась в туризм с чисто советским колоритом. Это когда с ноября по май близлежащие вершины покрыты шикарной снежной шапкой, сводящей с ума любого фрирайдера, а местная туриндустрия в плане эволюции благ цивилизации пока дошла лишь до кэтскиинга – подъема в горы с помощью сноукэтов (ратраков с пассажирской кабиной). Но, во‑первых, окрестные красоты с лихвой перекрывают все бытовые неудобства, а во‑вторых, у нас есть свой транспорт. Пускай и не самый подходящий для здешних мест.

Приборная панель с ядовито-синей подсветкой от мотовездехода, канамовские пульты на руле, высокое и оттого отлично защищающее ветровое стекло, в меру широкий руль с неважнецки закрепленной левой рукояткой, довольно комфортное седло… Вроде бы никаких кардинальных перемен. Вот и ноги, размещенные на подножках шире плеч, по‑прежнему обхватывают необъятный туннель. Как‑то не слишком гостеприимно. Главным образом, при езде в стойке.

С таким головным светом в темное время лучше быстро не ездить. Ведь даже когда включен дальний, его луч способен выхватить из темноты предметы не дальше 15 м. Если, конечно, к тому времени сами фары не провалятся внутрь, как случилось у двух из шести снегоходов на тесте.

«Увы, ничего не поделаешь, – говорят инженеры «Веломоторс». – Такова расплата за 600‑миллиметровую гусеницу. Да и стальная рама осталась той же». Я бы добавил: как и кузовные панели. Притом что весной, на прошлом «Мото Парке», брянцы продемонстрировали перспективную соплатформенную модель S600 Viking с двухтактным «воздушником» и переосмысленной внешностью, которая должна пойти в серию будущим летом. Фейслифтинг предполагает замену крайне самобытного и при этом вызывавшегонемало споров капота на, скажем так, более нейтральный, а раскосых скутерных фар с лампами накаливания – на светодиодные. И логично, что ее старшую сестру «Росомаху» тоже ожидает визит к пластическому хирургу. Правда, в лучшем случае через год.

Пульты выглядят так, будто ими разжились на складе BRP: очень похожими оснащаются многие снегоходы брендов Ski-Doo и Lynx. Однако качество изготовления заставляет сомневаться в их происхождении, потому что за время тестов заедающие и отваливающиеся кнопки стали нормой.

Впрочем, как оно часто и бывает, все самое интересное – внутри. 

Прежде всего, инжекторная четырехтактная V-образная «двойка» объемом 800 см³ с системой подогрева масла в картере, занявшая место мотора Odes идентичной кубатуры. Та самая, о которой прошлой зимой в самых ярких красках рассказывал на встрече глава «Веломоторс» Александр Начевкин («Мото» №3–2014). Та самая, разработку которой, по словам первого лица жуковского завода, доверили «одной японской компании и специализированному институту в Тайване по проектированию двигателей». И та самая, чье производство пока налажено там же в юго-восточном азиатском регионе, а несколькими годами позже оно переберется в Брянскую область.

Конструкция подножек, увы, не самая удачная: из‑за скромного размера и малого количества вентиляционных отверстий они быстро забиваются снегом.

Так что хватит слов: ключ – на старт, кнопку запуска – жмак, селектор вариатора – в положение Н… О! А рычаг переключения больше не нужно вколачивать с хрустом ногами, и на руль не хочется наваливаться всем телом (хотя он все‑таки тугой) – уже хорошо… Ну, тронулись! Лишь бы не умом, потому что вопреки очевидным ожиданиям брянский снегоход едет вполне себе ничего. Ровно на свои 67 сил.

Но говорить о чудесном исцелении я все‑таки не решусь. «Россиянин» больше не косолапит на обе ноги, как раньше, однако его поступь все еще остается тяжелой, слоновьей. Кто‑то скажет, что со сверхширокой гусеницей иначе быть не может и что для управления подобными машинами надо чаще пользоваться контррулением и «горными» приемами… Да, конечно. Правда, когда на генетически заложенную неповоротливость накладывается специфика развесовки с дифферентом на нос и отнюдь не дистрофичное тело, то становится очевидным: чтобы свернуть его с прямого пути или удержать на дуге, придется работать в поте лица. На расчищенной ратраками дороге – несколько меньше, в снежной пудре – существенно больше. Плюс еще более чем скромная 22‑миллиметровая высота грунтозацепа вынуждает быть постоянно начеку и аккуратничать с газом. В общем, казавшаяся поначалу неплохой мысль сравнить стелсовский снегоход с ямаховским RSViking Professional к концу дня виделась абсолютно неуместной.

Стандартные лыжи имеют габариты 1065 мм в длину и 180 мм в ширину. Расширители (на фото) их увеличивают, соответственно, до 1115 мм и 250 мм. Раньше потребители жаловались, что они трескаются на морозе. В этом году материал заменили на более пластичный.

При всем том даже в таком виде он выигрывает у предшественника в одни ворота. И заменой одного только двигателя этого вряд ли можно было достичь. В чем же секрет? 

«Наши усилия в основном были направлены на модернизацию тех агрегатов, которые вызывали максимальное число нареканий у потребителей», – объясняют заводчане. А ругались покупатели на многое. Например, на преждевременный (а как еще назвать пробег 600 км?!) износ склизов и роликов задней подвески. Поэтому перед инженерами была поставлена цель переработать практически все ключевые агрегаты снегохода, но в то же время без серьезного вмешательства в их конструкцию – чтобы люди, купившие «Росомаху» дебютного поколения, могли «проапгрейдить» их без обращения к шаманам и колдунам.

Схема переключения не изменилась и поначалу требует привыкания. Зато теперь не нужно прилагать к рычагу исполинских усилий.

Зато благодаря новым амортизаторам производства питерской «Плазы» и тайваньского «ноу-нейма» на «Стелсе» вообще можно лететь, не разбирая дороги: ни пробоев, ни раскачки, с непременно мягкими приземлениями. Даже на бугристой, разбитой «укатанке», где снежик потряхивало нещадно и где он пару раз чуть не лишился заднего кофра, я лишь изредка привставал с седла. Отлично! Особенно при столь бесхитростных подвесках.

Фронтальные амортизационные стойки приходят на конвейер как от питерской компании «Плаза», так и из Тайваня. В отношении задней подвески все однозначнее: впереди – «Тайвань», позади него – «Питер».

Тем не менее по‑настоящему удивило вовсе не это. За полторы недели пыток и глумления над S800, что формально именуются пресс-тестами, брянская снегоходная флотилия докучала журналистов самых разных изданий исключительно мелочами: то швы на чехле седла разойдутся, то кнопки на пультах отвалятся, то расширители лыж треснут, то решетки на капоте и фары провалятся, то предохранитель выбьет, то набалдашник селектора вариатора разломится пополам… Но ни один S800 не выбыл по причине серьезной поломки. Ни один! Для «Веломоторса» это внове.

Выдержала ли техника благодаря «журналистской» спецсборке или проведенной работе над ошибками – трудно сказать. Но очень хочется верить, что причина позитивных метаморфоз кроется именно во внесенных доработках. Потому что в этом случае есть надежда, что и другие недочеты тоже вскоре исправят.

Странное дело, но среди сотен фотографий не оказалось ни одной с включенной приборной панелью. Поэтому придется вам поверить на слово, что «типично азиатская» ядовито-синяя подсветка выглядит довольно тускло, что индикация обогрева есть только у рукояток и что многие пиктограммы из‑за скромного размера и невыдающейся яркости замечаешь не сразу. Несомненный плюс – шкала температуры охлаждающей жидкости сделана крупной и расположена по соседству со спидометром.

Раньше склизы и ролики редко выхаживали до первого ТО. Измененная технология изготовления и новые материалы призваны существенно увеличить срок службы.

Вместительности кофра позавидуют иные автомобили. Но из‑за того, что он вставляется в багажник без какой‑либо дополнительной фиксации, пару раз на буераках его терял. Спасибо коллегам, заметившим самопроизвольный отстрел и подобравшим его.

Итог:

Проведенная модернизация не сделала из Stels S800 «Росомаха» снегоход мирового уровня. Но этого никто и не ждал. Главное, что теперь работа вдали от места постоянной дислокации на брянском «утиле» не выглядит утопией. Еще не огорчал бы он по мелочам – цены бы ему не было. За такие‑то деньги.


Журнал «МОТО» | Автор: Роман АБАЛАКИН, фото Романа РОМАНИШИНА

×
×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!