Разные бывают военные заводы. На одном делают ракеты, на другом — танки, на третьем — пулеметы. А вот на этом делали... тачанки.
Разные бывают военные заводы. На одном делают ракеты, на другом - танки, на третьем - пулеметы. А вот на этом делали... тачанки. Да-да, те самые легендарные боевые колесницы, запечатленные баталистом Грековым и вдохновившие молодого поэта Рудермана на написание бессмертных строк про «тачанку-ростовчанку, все четыре колеса».
Ах, тачанка, тачанка! Вот как писал про нее одессит, боец 1-й конной и замечательный писатель Исаак Бабель: «Поповская, заседательская ординарнейшая бричка по капризу гражданской распри вошла в случай, сделалась грозным и подвижным боевым средством, создала новую стратегию и новую тактику, исказила привычное лицо войны, родила героев и гениев от тачанки. Таков Махно, сделавший тачанку осью своей таинственной и лукавой стратегии, упразднивший пехоту, артиллерию и даже конницу и взамен этих неуклюжих громад привинтивший к бричкам триста пулеметов... Армия из тачанок обладает неслыханной маневренной способностью. Рубить эту армию трудно, выловить — немыслимо...». Да, немудреная повозка для перевозки детища Хайрема Максима превратилась в грозное оружие, символ Красной армии, решивший исход многих битв Гражданской и не раз сказавший веское слово на полях Отечественной. Но действительно ли она была такой уж немудреной?
Конструкция пулеметной тачанки была очень продуманной. Пожалуй, лучше всего ее характеризует определение «совершенство простоты». Рама — из деревянных брусков, скрепленных металлическими уголками и накладками с помощью болтов и гаек. Сиденье ездового огораживалось металлическим прутом и оборудовалось крюками, на которые можно было повесить вожжи, освободив руки. От грязи, летевшей из-под копыт коней, ездового защищала наклоненная под углом стенка. Колесные оси — стальные, кованые. Колеса — деревянные, со стальными шинами и медными или латунными втулками в ступицах. Крепились колеса массивными чугунными гайками, что позволяло очень быстро их снимать и устанавливать. Колеса прикрыты крыльями. Оси крепились к полуэллиптическим кованым стальным рессорам из закаленной стали. Один конец рессоры был прикреплен с помощью шарнирного соединения к рессоре кузова коляски, другой — к поперечной полуэллиптической рессоре. Такая подвеска обеспечивала плавность хода, а значит и возможность вполне эффективной стрельбы из пулемета даже на ходу. Вот такие тачанки производили
в поселке Жуковка Брянской области вплоть до 41 года, а последняя собранная партия прошла по Красной площади во время легендарного ноябрьского парада, после чего, как и все другие его участники, отправилась прямо на линию фронта защищать Москву.
Ну а когда отгремел салют Победы, в Жуковке наладили выпуск велосипедов.
Из отечественного металла получаются довольно крепкие квадроциклы | Работа на предприятии очень престижна. Конкурс на одно рабочее место составляет более 70 человек | Новый пластик гораздо лучше «держит удар», нежели тот, что использовался на предыдущих моделях квадроциклов |
Надежные и неприхотливые двухколесные «кони» марки «Десна» можно было встретить во всех уголках СССР. Увы, на начало 2000-х годов от Жуковского завода осталась только территория... Вот в это время ключевым партнером предприятия и стала компания «Веломотрс». За последние годы были построены новые заводские корпуса, закуплено современное оборудование и организовано производство. В итоге на сегодняшний день спектр продукции завода включает в себя велосипеды и скутеры, снегоходы, болотоходы, квадро- и мотоциклы. Но славную историю в Жуковке помнят и чтут. Может быть, именно поэтому в презентации принципиально нового мотовездехода Stels ATV 600 красной нитью проходила идея надежности, конструктивной простоты и эффективности конармейских тачанок.
При разработке новинки были учтены пожелания владельцев предыдущих моделей. Конструкторы использовали улучшенные комплектующие: шаровые опоры, наконечники рулевых тяг и амортизаторы. Все они производятся в России и не имеют китайских корней. Правда, подвеска получилась жестче, чем у предшественника. Производитель уверяет, что использованный для изготовления корпуса пластик отличается куда большей прочностью от того, что применялся раньше. Двигатель объемом 600 кубиков и мощностью 38 л.с. имеет жидкостное охлаждение. Результатом всех этих мер стало то, что во время ходовых испытаний квадроцикл прошел без поломок 8 тыс. км! А если соблюсти рекомендацию по обкатке машины во время пробега протяженностью 500 км, то ресурс ATV может составить 20 тыс. км и более. Все это должно прийтись по душе любителям активного отдыха, охоты и рыбалки, которые и станут, скорее всего, покупателями Stels ATV 600. В продаже эта модель должна появиться в феврале 2014 года по цене порядка 150 000 руб. Планируется, что уже ближайшим летом на рынок выйдет ATV с индексом 800, который будет стоить 250 000, чуть позже появится и «700-я» серия.
Чтобы уверенно двигаться к поставленным высоким целям, «Веломотoрс» внимательно отслеживает тенденции рынка, проводит тесты, постоянно ведет контроль выпускаемой продукции, берет на себя все расходы по устранению повреждений и строго выполняет гарантийные обязательства. В конструкторском бюро компании сейчас работает около 30 сотрудников, занятых как подготовкой новых моделей, так и совершенствованием тех, что стоят на конвейере. Настойчиво и планомерно ведется работа по внедрению полного производственного цикла. На заводе налажено изготовление рам, пластика, двигателей, узлов подвески. А в итоге получаются настоящие «тачанки» - эффективные, простые в эксплуатации и весьма привлекательные по цене.
Журнал ОФФ-РОУД ДРАЙВ | ТЕКСТ: Сергей КОСОРУКОВ ФОТО: автор и Роман РОМАНИШИН
Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!