Отдел продаж техники
+7 495 226-01-69
Отдел запчастей
+7 495 210-97-65
Отдел сервиса
+7 909 944-50-84
г. Москва, Волоколамское шоссе,
д.112, корп.5
Пн-Пт 9:00 - 19:00 Сб 9:00 - 16:00
Вс выходной
Как нас найти Обратная связь
4 Марта 2014

Желаемое и действительное

«Китая» больше не будет!» – именно с таким лозунгом начинает год компания «Веломоторс», чья марка STELS известна в каждом уголке бывшей Страны Советов. Однако стоит посмотреть текущий ассортимент – и, вроде как, всё по-прежнему: основу модельного ряда составляют техника и комплектующие из Поднебесной. Вот и в фойе заводской гостиницы в брянской Жуковке слышна китайская речь… Так в чем, собственно, отказ от «Китая»?

Вот он – вестник новой внедорожной ветви развития марки «Стелс», получивший фирменное имя STELS 800G. Пока еще не серийный образец, а ходовой прототип: голый, с выставленным напоказ стальным скелетом, с неаккуратно торчащими проводами, с листами пластика, едва прикрывающими колеса, и куском криво обрезанного квадратного швеллера под седлом вместо рычага переключения передач. Тем не менее, несмотря на откровенно обходные технологии в его конструкции, квадроцикл худо-бедно, но передвигается. А главное, внутри него бьется досель невиданное 800-кубовое сердце. Причем свое!

Зимой 2010 года в компании «Веломоторс», наконец, поняли, что сборка техники из чужих машинокомплектов (в массе своей из Китая) – дело, безусловно, прибыльное, но бесперспективное. Особенно когда качество поставляемых агрегатов напоминает лотерею. Поэтому, чтобы не зависеть от внешних факторов, приняли решение собрать воедино матерых конструкторов из обанкротившегося мотоподразделения «Ижмаша», разбавить старый спевшийся коллектив молодой кровью и сколотить собственное конструкторское бюро. Сейчас оно насчитывает 28 специалистов, во главе которых – Александр Михайлович Перевозчиков.
Логично, что первую задачу, которая встала перед образованным отделом, можно озвучить примерно так: «А ну-ка, сотворите оригинальный квадроцикл со своим (не покупным!) мотором».
Александр Начевкин, один из учредителей компании «Веломоторс», на встрече с журналистами объяснил все просто: «Любая компания продает двигатели с наценкой не меньше 100–150 %… Поэтому если у вас нет своего, то получить нормальную себестоимость и потом конкурировать на рынке вам будет тяжело». С самого начала шасси создавалось с прицелом на три двигателя разных кубатур. Про их про-исхождение на заводе в Жуковке отвечают уклончиво: мол, свои. Но буквально минут через двадцать выясняется, что это далеко не так. Вернее, не совсем так. Самый скромный из них, объемом 600 см³, будет закупаться, скорее всего, «у производителя из Тайваня». У кого конкретно – неизвестно. Что за модель – тоже. Но не исключено, что это будет тот же 38-сильный мотор, что стоит на еще одной новинке – квадре STELS 600Y (ему предстоит заменить снимаемые c производственной линейки китайские Hisun). Среднюю нишу должен занять мотор объемом 750 см³, который, по словам Александра Начевкина, изначально планировали позаимствовать у Suzuki King Quad. Правда, сами японцы какие-либо договоренности отрицают. Дескать, переговоры хотя и велись, но ни к чему не привели. Так что поиск пока продолжается. И только та самая «восьмисотка», которая и стоит на ходовом прототипе, может считаться родной. Но откуда в современной России взялись свои инженеры, способные построить двигатель мирового уровня?
Ответ нашелся быстро: «Движок по нашему заказу разработала одна японская компания совместно с одним специализированным институтом по проектированию двигателей в Тайване». Жаль, выудить точное имя разработчика не удалось. Зато выяснилось много другого интересного. Например, что эта V-образная «двойка» (67 л.с., 73 Н·м) на стелсовских квадроциклах и снегоходах вытеснит прежние аналогичные силовые агрегаты (прежде всего, производства Odes), что для снегохода она сделана с предпусковым подогревателем, что система впрыска – Delfi и что на случай будущей имплантации в тело старой техники места креплений оставлены идентичными.

Сам Начевкин повествует о новорожденном моторе не без гордости: «Мы оплатили непосред ственно разработку (одних 3D-чертежей – более 600 штук), изготовление оснастки и всех пресс-форм для двигателей, а также их испытание. Сейчас мы на последней стадии, когда прототипы наматывают километры в реальных условиях (шесть наших машин уже прошли от 12 до 15 тыс. км). А дальше?
К середине года тайваньский институт организует их промышленное производство на мощностях в Японии. После того, как мы приобретем у них 3000 моторов, все оборудование переместится в наши цеха. И если в ходе эксплуатации первой партии вылезет какой-то «косяк», то японцы обязаны будут устранить и переделать за свой счет. Но… Нам надо еще много чего сделать. И я не гарантирую, что решение о переводе производства примем сразу после первой партии. Может, это будет после 3000 моторов, а может, и 10 000. Посмотрим… Я просто хочу сказать, что этот двигатель наш, и распоряжаться им будем мы. В этом году на снегоходы и квадроциклы мы планируем установить всего 12 000 штук».
Только вот информация о некоторой степени схожести с прежними «твинами» все-таки просочилась на «Одес» – и понеслась… Обвинения в незаконном копировании, обещание найти управу… Да много чего вообще! И это несмотря на то, что сам Odes явно подсмотрел конструкцию у Rotax. Но любое упоминание о плагиате выводит Александра Начевкина из себя: «Нет, он другой! Наш мо- тор отличается как минимум системами маслоснабжения и охлаждения. Даже расположение масляного фильтра другое! Всего же – более 50 отличий. Все назвать, увы, не могу: к старту производства могут быть внесены какие-либо коррективы. Но то, что наш на голову превосходит любой китайский, – это я гарантирую. Да ты сам его попробуй!»
Я и попробовал. У прототипа пока чуть заторможены отклики на курок газа и нет подобающего «восьмисотке» напора, но квадр едет сносно, поворачивает надежно и после прыжков приземляется довольно мягко, без пробоя. Примерно в том же ключе себя ведет и другой привезенный на импровизированный тест-драйв квадроцикл – упомянутый ранее STELS 600Y. Впрочем, история его рождения разнится с предыдущей моделью 800G. Да и внешне – ни дать ни взять вылитый Hisun. Тот, что у «Веломоторс» называется STELS ATV 500H.
«От дальнейшей продажи продукции «Хайсана» мы отказались, после того как он поставил нам партию стопроцентного брака. Но ведь мы эту технику продавали под брендом STELS, что налагает на нас обязательства по запчастям и сервису… Поэтому мы дали задание проектной группе сделать совершенно новый квадроцикл, но по возможности так, чтобы его агрегаты были взаимозаменяемыми с основными узлами «Хайсана» и их можно было использовать. И главное – никакого «китая».

В результате получился вездеход, наполовину унифицированный с предшественником. Это позволяет при поломке «китайца» позаимствовать у «Стелса» до 50 % агрегатов, качество которых обещает в теории быть существенно лучше. Потому как львиная доля крупных узлов теперь заказывается на Тайване, а раму из шовных труб, весь пластик, бензобак, жгуты проводки, выпускную систему из «нержавейки» вскоре начнут делать на заводе «Веломоторс» в Жуковке. По крайней мере, оборудование для этого уже закуплено и даже отчасти смонтировано. Однако разве Тайвань не провинция Китая? «Тайвань» и «китай» – это разные вещи. В первую очередь, из-за качества металла. Потому что «китай» – это «пластилин», а «тайвань» – нет. Весь металл, из которого сделана эта машина, – это ковка и высоколегированная сталь».
Конечно, стремление уйти от китайских комплектующих с тянущимся за ними шлейфом «плавающего качества» понятно. И я уверен, что рано или поздно продемонстрированные на заводе перспективные машины вытеснят из заводских корпусов практически всю продукцию с клеймом «Сделано в Китае». На сегодняшний же день желание, увы, не поспевает за действительностью.
Как бы того ни хотелось, но в нынешних условиях «Вело- моторсу» полностью отказаться от комплектующих из Поднебесной вряд ли возможно. Как минимум пока.


Журнал moto-magazine.ru | текст Романа АБАЛАКИНА, фото Евгении ЛЮБИМОВОЙ и «Веломоторс»

×
×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!